|
Ошо, техники медитации:
| О
медитации | Динамическая | Кундалини |
Натарадж |
|
Избиение
подушки | Курение |
Бег | Головная боль |
Другие
техники |
Если быть точным, это не медитационные
техники. Это лишь подготовка. Вы только
настраиваетесь. Вы настраиваете свой
инструмент. Когда он готов, тогда вы
стоите молча, и медитация начинается. Вы
сами себя разбудили прыжками, танцем,
дыханием, криком: все это - способы стать
более чутким. И тогда приходит медитация.
(Ошо, "Оранжевая книга")
Динамическая
медитация: катарсис и праздник
Медитация - явление
энергетическое. А энергия движется
всегда в двух противоположных
направлениях. Полярность важна для медитации,
потому что ум логичен, а жизнь
диалектична. Ум движется по линии, а жизнь
- зигзагообразно, она использует
противоположности. Ум верит во что-то
одно и отвергает противоположное. Жизнь
верит сразу в два.
Дзен обычно использует
противоречивые термины, подсказывая вам,
что процесс будет диалектичным.
Противоположное следует не обходить, а
использовать. Именно это я и делаю. Динамическая медитация
- это противоречие. Динамическая - значит
усилие, много усилий, а медитация - значит
безмолвие, никакого усилия, никакого
действия. Можете назвать это
диалектической медитацией. Первая
стадия - 10 минут. Быстро дышите
через нос интенсивно и хаотично. Дышите
как можно быстрее, следите за тем, чтобы
дыхание оставалось глубоким.
Проделывайте это по возможности
тотально. Не напрягайте тела, следите,
чтобы шея и плечи оставались
расслабленными. Дыхание должно
оставаться непостоянным и
непредсказуемым. Возможно, ваша энергия
начнет двигать вашим телом. Позвольте
этим движениям произойти. Естественные
движения рук и тела помогут энергии
подняться. Используйте их, чтобы усилить
энергию. Не прерывайте стадию раньше
времени и ни в коем случае не снижайте
темпа.
Вторая стадия - 10 минут. ВЗОРВИТЕСЬ!!!
Дайте телу свободу для выражения всего,
что в нем есть... Следуйте за своим телом,
позвольте ему взять верх. Позвольте выйти
наружу всему, что нужно удалить. Сойдите с
ума. Пойте, визжите, смейтесь, кричите,
плачьте, прыгайте, тряситесь, танцуйте,
лягайтесь, мечитесь из стороны в сторону.
Ничего не сдерживайте. Ни в коем случае не
позволяйте уму вмешиваться в происходящее.
Будьте тотально со своим телом.
Третья стадия - 10 минут. Плечи
и шея расслаблены, руки поднимите как
можно выше, до конца не выпрямляя их. С
поднятыми руками подпрыгивайте,
выкрикивая мантру "ХУУ!.. ХУУ!.. ХУУ!.."
из самой нижней части живота. Каждый раз
приземляйтесь на всю ступню, чтобы пятки
касались пола. Пусть звук ударяет глубоко
в ваш сексуальный центр. Израсходуте все,
что у вас есть, полностью истощите себя.
Четвертая стадия - 15 минут. СТОП!!
Замрите там, где вы находились, в каком бы
положении вы ни оказались. Ни в коем случае
не меняйте положение тела на более удобное
- это прервет поток энергии, и ваше усилие
пропадет даром. Будьте свидетелем тому,
что происходит.
Пятая стадия - 15 минут. Празднуйте!
Музыкой и танцем выразите все, что в вас
есть. Не утрачивайте это ощущение жизни в
течении всего дня.
Если быть точным, это не медитационные
техники. Это лишь подготовка. Вы только
настраиваетесь. Вы настраиваете свой
инструмент. Когда он готов, тогда вы стоите
молча, и медитация начинается. Вы сами себя
разбудили прыжками, танцем, дыханием,
криком: все это - способы стать более
чутким. И тогда приходит медитация.
(В оригинале Динамическая медитация,
медитация Кундалини и Натарадж
выполняются под музыку, для каждой стадии
звучит музыка определенного вида и темпа.
Аудио кассеты с медитациями Ошо можно
купить в магазинах изотерической
литературы.)
Кундалини
медитация
Выполняя Кундалини медитацию позвольте
своему телу содрогаться, но не делайте
этого специально. Стойте сперва молча,
предчувствуя содрогания, и когда ваше тело
начнет трепетать, помогайте ему, но не
форсируйте содрогания. Иначе это
превратится в простое физическое
упражнение. Тогда содрогание останется на
поверхности, внутрь оно не проникнет.
Внутри вы останетесь твердым, как скала. Я
же имею в виду то, что ваша минеральная
сущность должна быть потрясена до
основания, стать текучей, начать струиться.
Когда содрогание никто не устраивает, оно
просто случается. Тогда и делающего не
существует. (Ошо, "Ibid")
Первая стадия - 15 минут. Расслабьтесь
и позвольте своему телу содрогаться, ощущая
энергию, поднимающуюся от ваших ступней.
Отдайтесь этому процессу и станьте
содроганием. Глаза могут быть открыты или
закрыты.
Вторая стадия - 15 минут. Танцуйте
как угодно. Дайте своему телу двигаться
так, как оно само желает.
Третья стадия - 15 минут. Закройте
глаза и пребывайте спокойным сидя или стоя...
Свидетельствуйте все то, что происходит
внутри и снаружи.
Четвертая стадия - 15 минут. Закройте
глаза, лягте наземь и успокойтесь.
Натарадж
медитация
Позвольте танцу идти своим путем. Танец -
это событие, а не делание. Пребывайте в
праздничном настроении - вы ведь ничего не
делаете, просто играете. Играете своей
энергией. Подобно тому, как течет река и
веет ветер, течете и веете вы. Почувствуйте
это и играйте! В Индии мир называют
божественной игрой. Бог не
создавал мира, мир - это его игра. (Ошо, "Оранжевая
книга".)
Первая стадия - 40 минут. Закройте
глаза и танцуйте, как одержимый. Пусть
ваше подсознание возьмет верх над вами.
Не контролируйте своих движений, будьте
свидетелем тому, что происходит.
Пребывайте в танце тотально.
Вторая стадия - 20 минут. Лягте
с закрытыми глазами наземь. Сохраняйте
безмолвие и спокойствие.
Третья стадия - 5 минут. Танцуйте,
празднуя и наслаждаясь.
Избиение подушки (Ошо,
"Оранжевая книга")
Когда вы чувствуете гнев, нет нужды
направлять гнев на кого-то; просто
гневайтесь. Пусть это станет медитацией.
Закройтесь в комнате один, и пусть гнев
проявиться на столько, насколько сможете.
Если вы чувствуете, что избили бы кого-нибудь,
бейте подушку.
Делайте все, что хотите; подушка никогда
не будет возражать. Если вы хотите убить
подушку, хватайте нож и убейте ее! Это
помогает, это сильно помогает. Невозможно
представить, как может помочь подушка.
Просто бейте ее, кусайте, швыряйте.
Если вы настроены против кого-то,
напишите его имя на подушке или приколите
к ней фотографию.
Вы почувствуете себя нелепо, глупо, но
гнев - нелепен, вам с этим ничего не надо
делать. Так пусть он и будет, и
наслаждайтесь им как энергетическим
явлением. Это - энергетический феномен.
Если он никого не затрагивает, в нем нет
ничего плохого. Когда вы вновь и вновь это
попробуете, вы увидите, что мысль о том,
как кому-то сделать больно постепенно
исчезает.
Пусть это станет ежедневной практикой -
всего 20 минут каждое утро. И потом
наблюдайте весь день. Вы станете более
уравновешенными, так как энергия, которая
становиться гневом, была высвобождена;
энергия, которая стала ядом, высвобождена
из системы. Занимайтесь этим по крайней
мере 2 недели, и через неделю вы удивитесь,
обнаружив, что какова бы ни была ситуация,
гнев не возникает. Просто попытайтесь.
Курительная
медитация (Ошо,
"Оранжевая книга")
Ко мне пришел один человек. Он страдал
от того, что постоянно курил в течении 30
лет; он был болен, и врачи сказали: "Вы
никогда не выздоровеете, если не бросите
курить. Но он был хроническим курильщиком
и не мог себе помочь. Он пытался - не то,
чтобы он не пытался, - он очень старался и
очень от этого страдал - но лишь день или
два потом снова, снова возникало столь
большое влечение, которое его просто
сметало. Он вновь попадал под действие
привычек.
Из-за этого курения он утратил все
самоуважение: он знал, что не смог бы
сделать и малой вещи - он не смог бы
бросить курение. Он потерял в своих
глазах всю свою ценность, он думал о себе,
как о самом малоценном человеке в мире. Он
себя не уважал. Он пришел ко мне.
Он сказал: " Что мне делать? Как мне
бросить курить?" Я сказал: "Никто не
может бросить курить. Вы должны понять.
Курение теперь уже не является вопросом
вашего решения. Оно вошло в мир ваших
привычек, оно укоренилось. 30 лет - большой
срок. Оно пустило в вашем теле корни, в
вашей химии; оно распространилось
повсюду. Теперь это уже не вопрос,
решаемый вашей головой, ваша голова
ничего не может поделать. Голова
импотентна, она может что-то начать, но не
сможет это с легкостью кончить. Раз вы
начали и раз уж вы так долго
практиковались, вы великий йог - 30 лет
практикуя курение! Оно стало автономным,
вы должны его деавтоматизировать." Он
сказал: "Что вы понимаете под
деавтоматизацией?"
И вот в чем вся медитация - в
деавтоматизации.
Я сказал: "Делайте одно: забудьте о
бросании курить. В этом нет нужды. В
течении 30 лет вы жили и курили; конечно
это было страданием, но вы к этому
привыкли. И какая разница в том, что вы
умрете на несколько часов раньше, чем вы
бы умерли, если бы не курили? Чем вы здесь
занимаетесь? Что вы сделали? Так в чем же
дело - умрете вы в понедельник, во вторник
или в воскресенье, в этом году, в том году -
какая разница?"
Он сказал: "Да, это правда, никакой
разницы." Тогда я сказал: "Забудьте
об этом: мы этого вообще не будем
прекращать. Наоборот, мы будет это
понимать. Так что в следующий раз вы
сделаете это медитацией."
Он сказал: "Медитацию из курения?" Я
сказал: "Да. Если люди Дзен могут
сделать медитацию из питья чая, сделали
это церемонией, почему бы и нет?"
"Курение может быть прекрасным как
медитация."
Он выглядел растерявшимся. Он сказал: "О
чем вы говорите?" Он ожил! Он сказал: "Медитация?
Скажите же мне - я сгораю от нетерпения!"
Я дал ему медитацию. Я сказал: "
Сделайте одно. Когда вы достаете пачку
сигарет из кармана, делайте это медленно.
Наслаждайтесь этим, безо всякой спешки.
Будьте сознательны, бдительны и
доставайте ее медленно, с полным
осознаванием. Потом достаньте из пачки
сигарету - с полным осознаванием,
медленно - без прошлой спешки, без прошлой
бессознательности и механичности. Потом
постучите сигаретой по пачке - но очень
бдительно. Слушайте звук, совсем как люди
Дзен, когда начинает петь самовар и
кипеть вода для чая... и ощущайте аромат.
Потом понюхайте сигарету и ощутите
красоту запаха..."
Он сказал: "О чем вы говорите? Красоту?"
- "Да. Он прекрасен. Табак так же
божественен, как любое другое. Вдыхайте
его, это аромат Бога."
Он посмотрел на меня с удивлением. Он
сказал: "Что? Вы шутите?" - "Нет я не
шучу."
Даже когда я шучу, я не шучу, я очень
серьезен.
"Потом вы положите ее в рот, с полным
осознанием, зажгите ее с полным
осознанием. Наслаждайтесь каждым
действием, каждым малым действием и
разделяйте это на столько маленьких
действий, на сколько возможно, чтобы вы
могли стать все более и более сознающим.
Тогда сделайте первую затяжку. Бог в
форме дыма. Индусы говорят: "Анам Брахм"
- "Пища - это Бог." Почему не дым? Все
есть бог. Глубоко заполните легкие - это
пранаяма. Я даю вам Новую Йогу для нового
века! Потом выпустите дым, расслабьтесь,
следующая затяжка - и делайте все очень
медленно.
Если вы сможете делать это, вы будете
удивлены, вскоре вы увидите всю
глупость этого. Не из-за того, что другие
сказали, что это глупо, не потому, что
другие сказали, что это плохо. Вы это
увидите. И это виденье не будет всего лишь
интеллектуальным. Оно будет исходить от
всей вашей сущности, оно будет видение
вашей тотальности. И тогда однажды, если
это отбрасывается, - это отбрасывается,
если продолжается - то продолжается. Вам
не нужно об этом беспокоится."
Через три месяца он пришел и сказал: "Но
это отброшено."
"Теперь, - сказал я , - попробуйте с
другими вещами."
Вот в чем секрет: деавтоматизироваться.
Гуляйте, гуляйте медленно, внимательно.
Смотрите, смотрите внимательно - и вы
увидите деревья более зеленые, чем они
были когда-либо. Слушайте! Кто-то говорит,
сплетничает - слушайте, слушайте
внимательно. Когда говорите вы - говорите
внимательно. Пусть вся ваша
пробудившаяся активность
деавтоматизируется.
Бег как медитация (Ошо,
"Сердце живет в вечности")
Нет ничего лучше бега, на 3 - 4 мили.
Бегайте одни утром, тогда вы будете себя
чувствовать свободнее с элементами:
воздухом, солнцем, атмосферой, деревьями,
птицами. В беге не должно быть
соревнования. Если вы бежите с кем-нибудь,
вы, естественно, начинаете соревноваться:
так уж устроено, отравлено наше сознание
духом соперничества. Если вы бежите с кем-нибудь,
вы хотите его победить, бессознательно вы
хотите прийти первым. Яд этот проник
очень глубоко, и когда бег становится
соревновательным, он уже более не
медитация. Бег должен быть не соревновательным,
это, - во-первых...
Второе: бег должен производиться без
критики, что нужно исправить технику бега,
что нужно больше бегать, быстрее. Это
абсурд! Вы ведь не соревнуетесь, вы просто
бегаете ради удовольствия. Так бегайте
ради удовольствия, не занимайтесь
анализом своих действий!
Если вы можете чем-либо одним заниматься
по часу каждый день без критики, это -
медитация. Просто ради удовольствия! А мы
так настроены против забав, все должно
быть направлено на пользу. Люди спросят:
"Почему вы бегаете? Вы не толстые, зачем?
Вам не нужно худеть, в чем же причина? Вы
не собираетесь участвовать в
соревнованиях, так в чем же дело?" Нас
научили во всем искать пользу, а все
прекрасное совершается именно тогда,
когда отбрасывается эта рациональность,
когда мы делаем что-либо просто так, ради
удовольствия. Бег же проникает в нас
очень глубоко. Вот почему я вам его
предложил.
Есть страх, под ним - гнев, под гневом -
любовь, под этими тремя состояниями нужно
найти что-то, начните же копать вглубь.
Бег - самое древнее занятие человечества,
человек был бегуном в течение веков. Он
перестал бегать всего лишь несколько
столетий тому назад. Он был охотником, бег
был для него основным умением. До сих пор
в Южной Африке существуют охотники, целые
племена охотников.
У них прекрасные тела, длинные шеи, даже
звери чувствуют к ним зависть. Эти люди -
бегуны: они способны бежать 20, 30, 40 миль
без передышки. Они вынуждены бегать с
животными. Иногда они охотятся на зверей,
иногда звери охотятся на них, но в обоих
случаях они вынуждены бегать, и бегать
быстро: ведь тут вопрос жизни и смерти.
Итак, в глубине человеческого существа
заложен охотник. Клетки нашего мозга
обладают природной способностью к бегу.
Плавание не настолько глубоко, оно не
безусловно, как бег. Поэтому иногда так
случается, что бегун может достичь такой
медитативной энергии, какой не достигает
медитирующий! В медитации для этого есть
десятипроцентная возможность, в беге -
восьмидесятипроцентная.
В более совершенном обществе бег станет
одной из важнейших медитаций, потому что
когда вы быстро бежите, дыша глубоко,
постепенно, после первой мили у вас
исчезает разделение вас с вашим телом.
Это разделение сознания и тела исчезает,
вы становитесь психосоматичным, единым
целым, единством.
После первой мили, когда бег и дыхание
овладевают вами и проникают в вас, - они
должны проникнуть глубоко, вдох, выдох
глубокие, как можно более глубокие, - вся
ваша кровь очищается; воздух проходит
сквозь вас, солнечные лучи пронизывают
вас, вы снова часть природы, животное, а не
цивилизованное человеческое существо,
мертвое существо... Когда вы снова
животное, внезапно исчезают все печали.
Человек не может бежать и переживать
одновременно, это невозможно. Многие
пытались...
Я, например, бегал по 15 миль в день почти 10
лет. После первой мили вы включены.
Никакое ЛСД не в силах сделать это! Вы
просто перестаете быть частицей
человечества, вы уже частица Вселенной.
Вы это обязательно почувствуете, спустя
2-3 месяца это произойдет, и будет
происходить каждый день! Дело просто в 3-х
месяцах.
Как только бег проникнет в сердцевину
вашего естества, и в вас пробуждается
охотник, - ведь он в каждом нейроне вашего
мозга, его нужно только разбудить,
оживить, затронуть, - как только он
разбужен, вы почувствуете огромную
радость. И с ней исчезнет ваш страх, гнев
исчезнет и любовь начнет струиться. Если
возможно, это самая лучшая медитация,
какую только я могу вам предложить.
Всего час бега...
Смотрите на свою головную
боль (Ошо,
"Оранжевая книга")
Когда у вас головная боль, попробуйте
маленький эксперимент. Сидите тихо и
наблюдайте ее, смотрите на нее - не так как
будто она вам враг, нет. Если вы смотрите
не нее, как на врага, вы будете не в
состоянии смотреть правильно. Вы будете
избегать ее - никто не смотрит на врага
прямо; врага избегают или пытаются
избежать. Смотрите на нее как на друга;
она вам служит. Она говорит: "Что-то не
так - посмотри на это." Просто тихо
сидите и смотрите на головную боль безо
всякой идеи ее остановить, безо всякого
желания, чтобы она исчезла, без конфликта,
без борьбы, без антагонизма. Просто
смотрите на нее, чем она является.
Наблюдайте, есть ли в этом внутреннее
послание, головная боль может его нам
дать. У нее есть закодированное послание.
И, если вы молча смотрите, вы будете
удивлены. Если вы смотрите и молчите,
произойдут три вещи.
Первое: чем больше вы на нее смотрите, тем
более острой она станет. И тогда вы будете
в небольшом замешательстве: "Как она
сможет помочь, если становится более
острой?" Она становится более острой,
так как вы ее избегали. Она есть, но вы ее
избегали, вы ее уже подавляли - даже безо
всякого аспирина вы ее подавляли. Когда
вы на нее смотрите, подавление исчезает.
Головная боль дойдет до своей
естественной остроты. Тогда вы ее слышите
с открытыми ушами, никакой ваты в ушах.
Итак, первое: она обострится. Когда она
становиться острее, вы можете быть
удовлетворены тем, что смотрите
правильно. Если она не становится острее,
тогда вы еще не смотрите - вы еще ее
избегаете. Смотрите на нее - она станет
острее. Это первое указание на то, что да,
она - в вашем поле зрения.
Второе будет заключаться в том, что она
станет более локализованной, она не будет
распространяться на большие
пространства. Сначала вы думаете: "Болит
вся моя голова." Теперь вы увидите, что
это не вся голова, это лишь маленькая
область. Это тоже является показателем
того, что вы более пристально
всматриваетесь в нее. Чувство
распространенности боли - это трюк, это
способ избежать ее. Если бы она была в
одной точке, тогда бы она была более
острой. Поэтому вы создаете иллюзию, что
болит вся голова. Распространить боль по
всей голове - и она тогда не так
интенсивна в какой-либо точке. Таковы
трюки, которые вы все время творите.
Смотрите на нее, и второй стадией будет то,
что она будет становиться все меньше и
меньше. И приходит момент, когда она
занимает место малое, как кончик иголки -
острое, острейшее и болезненное. Вы
никогда не видели такой боли в голове.
Очень концентрированной в одной точке.
Продолжайте на нее смотреть.
И тогда происходит третье, и наиболее
важное. Если вы продолжаете смотреть на
эту точку, когда боль очень остра,
локализована и сконцентрирована в одной
точке, много раз вы увидите, что она
исчезает. Когда ваше гляденье совершенно,
она исчезает. А когда она исчезает, у вас
будет проблеск знания, откуда она взялась
- что было ее причиной. Когда эффект
исчезает, вы увидите причину. Это будет
происходить множество раз. Боль снова
вернется. Ваш взгляд больше уже не такой
бдительный, концентрированный,
внимательный - она снова вернется. Когда
ваш взгляд действительно
присутствует, она исчезнет; а когда она
исчезнет, спрятанное за ней и есть
причина. И вы будете удивлены: ваш разум
готов определить причину.
А может быть тысяча и одна причина.
Подается один и тот же сигнал тревоги, так
как система оповещения очень проста. В
вашем теле немного систем оповещения. По
различным причинам дается одна и та же
тревога. Чуть раньше вы могли сердиться и
этого не выразили. Вдруг, как откровение,
это стоит перед вами. Вы увидите весь этот
гнев, который вы таскали и таскали с собой...
как нарыв внутри. Теперь это уже слишком,
и этот гнев хочет высвободиться. Ему
нужен катарсис. Сотворите катарсис! - и вы
немедленно увидите, что головная боль
исчезнет. И нет нужды в аспирине, нет
нужды ни в каком лечении.
О
других медитациях Ошо
В небольшой книге Ошо "Оранжевая
книга" я насчитал 117 техник медитации,
которые поделены на разделы: Восход, Утро,
Техники повседневной жизни, Полдень,
Вечер, Ночь. Например, раздел "Техники
повседневной жизни" содержит техники:
Стоп!!!, Работа как медитация, медитация
для самолета, Курительная медитация,
Просто обычный чай - наслаждайтесь им,
Сидите тихо и ждите, Иногда вы можете
просто исчезнуть, Медитация Гильотина, Я -
не это, Смешные рожи и т.д. В книгах Тантры (всего
5 книг) Ошо приводит 112 техник медитации. В
этой книге Ошо раскрывает секреты
древних тантрических медитаций, в том
числе с сексом. Пример
одной из техник приведен на страничке "О
сексе" техника "В половом акте не ищи облегчения".
|
|