|
("Библия Раджниша", т.
4,
кн. 2, Беседа 25, 22 февраля 1985 года)
Бхагаван,
что такое религия и почему в мире так
много религий?
Возможно ли иметь одну религию для
всего человечества?
... Вы
спрашиваете меня, почему так много
религий. Религий существует так же много,
как много существует болезней.
Существует только один вид здоровья, вам
не нужны к нему прилагательные. Если кто-нибудь
спрашивает: «Как ваше здоровье?» — вы
отвечаете: «Я совершенно здоров». Он не
спрашивает вас: «Какого вида ваше
здоровье?» Если вас спросят: «Какого
вида ваше здоровье?» - вы будете удивлены.
Вы ответите: «Просто здоров! Здоровье -
это просто здоровье, чувство здоровья,
ощущение, что все как надо, что все идет
спокойно, что я счастлив, что я не могу
подумать, что может быть лучше, чем есть».
Много ли существует
видов здоровья? Нет, существует только
один вид: здоровье. Но болезней -
миллионы.
То же самое относится и
к истине: истина одна. Но существуют
миллионы видов лжи, потому что ложь
зависит от вас; вы можете продолжать
выдумывать их столько, сколько хотите.
Болезни зависят от вас. Вы можете
продолжать жить неправильно,
неправильно питаться, делать
неправильные вещи, и вы можете все время
создавать новые болезни.
То же самое и со
здоровьем - всегда новое, но оно всегда
было тем же самым. Вы можете называть его
самым древним и в то же время самым
последним, самым новым.
Пять тысяч лет назад
кто-то был здоров, и теперь вы здоровы; вы
думаете здесь будет какая-то разница? Он
был не вашего цвета, он не знал вашего
языка, и прошли пять тысяч лет; но если
кто-то был здоров, неважно, кто он был, на
каком бы языке он ни говорил, какого бы
цвета он ни был, мужчина или женщина,
молодой или старый, если он был здоров,
тогда вы знаете, по крайней мере, о нем
одно - он был здоров.
Это чувство здоровья
вы можете испытать. Вам ничего не надо
знать об этом человеке, хорош ли он собой,
уродлив ли, низок ли, высок ли - не имеет
значения; одна вещь похожа: он здоров и
вы здоровы. Лишь это одно одинаково.
Но болезни... каждый
день продолжают появляться новые
болезни. Существуют миллионы болезней, и
будет намного больше, так как человек
становится все более изобретательным.
Вы никогда не
пойдете к доктору, если чувствуете себя
здоровым, не пойдете, говоря: «Вот уже
две недели я чувствую себя здоровым,
должно быть, что-то не так?»
Фактически, в
древнем Китае была лишь одна вещь
заслуживающая упоминания; возможно,
через некоторое время в будущем она
может быть использована снова. Конфуций
оказал на Китай наибольшее влияние. Одна
из его идей была... и она была
осуществлена, на века она осталась
действующей. Идея была вот в чем: доктору
должны платить за сохранение пациента
здоровым, не за исцеление его. Если
доктору платят за ваше исцеление, тогда
его естественный интерес в том, чтобы вы
оставались больны. Чем сильнее вы больны,
тем лучше; чем больше людей больны, тем
лучше. Вы создаете дихотомию в разуме
целителя.
Сначала вы учите
врача тому, что его работа - сохранять
людям здоровье: «Ваша задача продлевать
их жизнь, энергию, молодость». Но если
насущный интерес врача будет в том,
чтобы все оставались здоровыми,
молодыми, никто не болел, тогда он умрет
с голоду. Если все здоровы, тогда доктора
будут больны, совершенно больны, больны
смертельно. Что же им делать?...
... Идея Конфуция
чрезвычайно важна; он говорит, что
каждый должен платить доктору
ежемесячную плату за сохранение своего
здоровья. Если человек остается
здоровым весь месяц, тогда он платит
определенное количество денег доктору.
Если он заболевает, тогда плата
соответственно уменьшается.
Очень странно
вначале, потому что по всему миру мы
делаем прямо противоположное, - но очень
логично, очень здраво. И Конфуций во
многих отношениях - здравомыслящий
человек. У каждого должен быть свой врач,
и каждый должен платить врачу за
сохранение своего здоровья, не за
излечение. Если он заболевает, тогда
расходы несет доктор - лекарства и все
затраты, и его заработная плата будет
также уменьшена, потому что он не
заботился о человеке.
Это продолжалось
столетия. И это работало хорошо,
потрясающе хорошо для обоих; для врачей,
для пациентов, для обоих работало хорошо.
Доктора не были так тяжело обременены. И
пациенты были совершенно счастливы,
потому что насущный интерес доктора не
был направлен против них, он был в их
пользу.
Итак, доктор не был
заинтересован в том, чтобы они так или
иначе заболели и зависели от лекарств.
Он прописывал больше упражнений -
прогулки, плавание, спорт, - так они и
оставались здоровыми. И столетия, пока
оставалось влияние Конфуция, Китай был,
должно быть, самой здоровой страной в
мире.
Точно такая же ситуация и с
псевдорелигиями. Псевдорелигии хотят,
чтобы вы были духовно больны. Они не
хотят, чтобы вы были полны света, они
хотят, чтобы вы были заполнены тьмой,
грустью, болью; в этом их насущный
интерес.
Если люди действительно
счастливы и радостны, тогда церкви будут
пусты, синагоги исчезнут. Кто будет
платить всем этим раввинам и всем этим
епископам? За что? Кто собирается
слушать их глупые советы?
Псевдорелигии живы
только потому, что вы не осведомлены в
подлинной религии. Следовательно, если
где-то появляется кто-то с подлинной
идеей религии, то немедленно все
псевдорелигии выступают против него.
Это должно быть взято как указатель.
Иудей может быть против христианина,
христианин может быть против иудея,
мусульманин может быть против индуса;
это нормально, это просто лавочники
борются между собой, конкуренты борются
между собой.
Но вы не найдете,
чтобы все эти так называемые религии
были против одного человека. А если вы
где-то найдете это, то будьте немного
настороже и внимательны: этот один
человек должен иметь нечто такое, что
больно задевает все псевдорелигии
одинаковым образом. Он больно задевает
их ложную сущность. И теперь это больше
не вопрос христиан, индусов или
мусульман; имеется лишь один вопрос.
Кто-то сказал: «В
Америке правительственные источники
полагают, что вы засланы сюда Советским
Союзом». А в Советском Союзе мои книги
запрещены! У меня есть несколько
санньясинов оттуда, конечно подпольно,
но они встречаются, а одна женщина была
поймана, потому что она была курьером,
перевозящим книги, журналы и другие вещи.
И они изводили ее всеми возможными
способами.
Они хотели, чтобы
она призналась, что я американский агент,
готовящий людей и засылающий их в
коммунистические страны для саботажа.
Она сказала: «Но это абсолютно абсурдно!»
Она сообщила мне: «Это странно. В Америке
думают, что вы из Советского Союза, а в
Советском Союзе люди думают, что вы
американский агент!»
Я ответил: «Это не ново.
То же самое случилось и в Индии:
индусы были против меня, джайны были
против меня, буддисты были против меня,
мусульмане были против меня, христиане
были против меня, парсы были против меня.
Все это религии, которые против меня».
И меня много раз
спрашивали: «Можно понять, что одна
религия против вас, но все религии?..»
Затем и
коммунистическая партия присоединилась
к ним. Коммунистическая партия
опубликовала книгу против меня. Тогда
это было действительно весело: люди,
которые верят в Бога, они против меня;
люди, которые не верят в Бога, и они
против меня; материалисты против меня,
идеалисты против меня. Идеалисты думают,
что я материалист; материалисты думают,
что я идеалист. И никто не спрашивает
меня, кто я на самом деле. Они решают сами,
но все они против меня.
Но в одном пункте
они согласны: если я должен быть
уничтожен, то все они будут вместе. Не
будет ни различий, ни теологических
проблем, ни старинных раздоров и борьбы,
ничего. Они все будут согласны, что этот
человек должен быть уничтожен по той
простой причине, что я не выступаю
против какого-либо единственного
принципа, я выступаю против коренной
причины: ложной сущности религий.
А почему была вовлечена в
это коммунистическая партия? Потому что
я сказал, что коммунизм - это
материалистическая псевдорелигия, как и
фашизм был псевдорелигией...
... Все святые писания и все священники
делают одну вещь, просто одну вещь:
пытаются спрятать подлинную религию,
которая прорывается, несмотря на все их
усилия. Но они продолжают прятать ее.
Они делают две вещи,
чтобы спрятать ее. Во-первых, они борются
с ней. Они пытаются распять ее, они
пытаются убить ее.
Я видел кепки и
свитеры с изображением моей головы на
них, голова перечеркнута. Они были
распроданы - должно быть, в миллионах
экземплярах, ведь их сделали в Гонконге,
в Тайбее. Когда Гонконг и Тайбей или
Корея производят что-либо, они
производят это миллионами, никак не
меньше. Они не могут поместить меня на
крест, это было бы слишком грубо и
отталкивающе, но желание есть. Это
желание просматривается в тех картинках,
плакатах; мысль та же.
Первое усилие
псевдорелигий будет - уничтожить. И
когда они преуспели в убийстве человека
или некоторым образом в камуфлировании
его откровения, тогда вторая вещь -
восхвалять его, сделать из его учений
великую религию. Это покажется вам очень
противоречивым, но так они работают.
Убить подлинного человека,
подлинное откровение, а затем извратить
все, что он сказал; наложить на это
комментарии, сделать из этого великую
теологию так, чтобы все, что он сказал
потерялось в суматохе; сделать из этого
религию.
Опять новая работа для
новых священников - они не пропустят
этого момента. Иисуса распинают, а папу
радушно приветствуют. На самом деле они
должны распинать каждого папу, просто
чтобы доказать, что именно они
последователи Иисуса, его представители.
Что-то должно быть сделано. Если вы не
хотите распять полностью, просто
отрежьте чью-нибудь голову, чьи-нибудь
руки, чьи-нибудь ноги, но делайте что-нибудь,
чтобы доказать, что этот человек
представляет Иисуса, который был распят...
представляет его, по крайней мере,
частично.
Но их радушно принимают.
Когда последний папа приехал в Индию, то
это была проблема. Президент Индии
приехал в Бомбей встречать его - доктор
Радхакришнан был президентом. После, в
Дели, я спросил его: «Вы никогда не
ездили встречать шанкарачарью, вы
никогда не ездили встречать главу
джайнов или буддистов. Вы индус, и вы
последователь шанкарачарьи Южной Индии.
Вы никогда не ездили в аэропорт Дели,
чтобы встречать его, когда он приезжал в
Дели. Почему же вы едете встречать папу?»
Он ответил: «Это
политика».
Я сказал: «Тогда, если
вы прямой человек, отрекитесь от этой
политики и публично разоблачите ее».
Папу должен встречать президент, потому
что папа контролирует шестьсот
миллионов католиков во всем мире, - и
страны, которые он контролирует, -
богатейшие в мире. «Итак, это не папа,
кого вы едете встречать. Вы не пошли бы
встречать Иисуса, вы были бы одним из тех,
кто распял Иисуса. Его представитель
встречен, радушно принят, а вам даже не
стыдно».
Но именно это
происходит во всем мире: везде, куда
приезжает папа, - торжественная встреча,
встреча на красном ковре. Иисусу не устроили
и единственной торжественной встречи.
Даже маленького красного коврика не
расстелили. Единственным приветствием
было то, что он должен был сам нести свой
крест, а он не был сильным человеком, и
крест был по-настоящему большим и
тяжелым. Он три раза падал на пути, но они
не разрешили никому поддерживать его.
Его хлестали бичами и говорили: «Поднимайся!
Вот твое учение. Ты говорил людям, что
каждый должен сам нести свой крест,
теперь неси его».
Таким было приветствие,
которое он получил.
Стоило Иисусу умереть,
как открыли новое предприятие. На его
смерти начали новую религию, новый
источник занятости для духовенства; и
действительно, это обернулось большим
бизнесом. Насколько я знаю, евреи все еще
обижаются; они упустили величайшую
благоприятную возможность. Это был их
собственный парень, кто учредил всю эту
фирму, а другие пожинают плоды! Они
упустили свой шанс.
Итак, сначала
псевдорелигии убьют действительно
религиозного человека, источник. А затем
духовенство соберется вокруг и создаст
еще одну псевдоредигию. Вот почему
псевдорелигий продолжает становиться
больше, и больше, и больше; их уже три
сотни на земле.
А вы спрашиваете меня,
возможно ли иметь одну религию для всего
человечества? Это невозможно и не нужно,
потому что идея монополии всегда
присутствовала.
Мусульмане пытаются
сделать весь мир мусульманским, так
чтобы была одна религия. Христиане
пытаются обратить весь мир в
христианство, так, чтобы была только
одна религия. Все эти люди пытаются
иметь одну религию для всего
человечества.
Нет, даже поддержать эту
идею опасно, потому что это просто
означает истреблять других. Но кто мы?
Если кто-то хочет оставить индуизм, или
ислам, или христианство, тогда это его
выбор. И никому до этого нет дела.
Религия - это частное дело, личное дело.
Вам нравится определенный цветок, а мне
он не нравится, но это не значит, что мы
враги.
Нет необходимости,
чтобы была только одна религия.
Но может быть одна
религиозность.
Люди могут
принадлежать к различным видам религий,
но, тем не менее, они могут нести одно и
то же качество религиозности. Тогда нет
проблем с тем, идут ли они в церковь, или
в синагогу, или в храм, или никуда. Они
могут никуда не ходить, собственный их
дом - храм.
Это возможно - не
только возможно, это должно быть сделано
фактически существующим - может быть
одна религиозность для всего
человечества, но эта религиозность
может принимать так много форм как это
возможно. Я люблю мир, полный
разнообразия, полный красок, полный
различных ароматов. Нет необходимости
организовывать все человечество по
одному образцу, по одной модели. Это
будет уродливо. Это не сделает человека
богатым, это сделает человека крайне
бедным.
Итак, это немного
сложно. Но вы должны понять меня.
Я допускаю так
много религий, как это возможно.
Фактически, я буду рад, чтобы каждый
человек мог иметь свою собственную
религию - столько религий, сколько
человек в мире, но все имеют одно и то же
качество религиозности. Могут быть
миллионы влюбленных, но качество любви
одно и то же; имеются миллионы
разумных людей, но качество разумности
одно и то же.
Осветите свое
внутреннее бытие, и ваша жизнь начнет
распространяющиеся колебания, которые
точно такие же; с кем бы ни случилось
просветление, в том возникнут такие же
колебания. И вы будете способны легко
распознавать людей, какого бы цвета они
ни были, каким бы ни был их язык, какой бы
ни была их страна, вы будете в состоянии
немедленно распознать, что дом этого
человека светел.
Вы можете видеть это
даже снаружи; даже из окон свет
показывает, что внутри светло. Вам даже
не надо входить в дом. Дом может иметь
любую форму, любой цвет, любую окраску,
любую архитектуру, - это не имеет
значения. Что имеет значение, так это то,
показывают окна свет или нет, наполнены
ваши глаза светом или нет, излучает ваше
существо религиозность или нет.
|
|