Андрей Сахаров                               

| Автобиография | Размышления о прогрессе | Нобелевская лекция

| Отношение к религии | Сахаров и бомба |

 Поиски себя

  

Андрей Сахаров
1921 - 1989

Детство, школа, университет
25.05.21 г. - рождение в Москве в семье преподавателя физики Д.И. Сахарова. Получил домашнее образование и в школу пошел сразу в седьмой класс.

1938 г. - окончание с отличием  школы и поступление на физический факультет Московского университета. В 1941г. - эвакуация вместе с университетом в Ашхабат. 

1942 г. - окончание Университета в Ашхабаде и по распределению работа на военном заводе в Ульяновске инженером-изобретателем. В 1944 г. отправляет статьи по теоретической физике в Москву, откуда получает вызов в аспирантуру от И.Е. Тамма.

Аспирантура и работа в ФИАН
С 1945 года - аспирант в Физическом институте АН СССР им. Лебедева (ФИАН), где и защитил кандидатскую диссертацию в 1947г. Его научный руководитель И.Е. Тамм, впоследствии академик и лауреат Нобелевской премии. Вскоре занятия теоретической физикой, к которой Сахаров чувствует постоянное сильное стремление, надолго прервутся работами в прикладной физике.

Работа на объекте над бомбой, признание, награды
1948г. - привлечен к секретной работе по созданию термоядерного оружия, которая продлится двадцать лет, сначала в Москве, затем на "объекте" (Арзамас-16) под Горьким. Искренне убеждение в необходимости равновесия вооружений и полная отдаче этой работе всех сил и времени. Участие Сахарова в этих работах является решающим для их успеха. Многолетняя совместная работа и большая взаимная дружба с самыми известными советскими учеными физиками И.Е. Таммом, И.В. Курчатовым, Я.Б. Зельдовичем, Ю.Б. Харитоном.
 

В эти годы Сахаров получает заслуженное официальное признание и я многочисленные награды: без защиты присваивают звание доктора наук и избирают сразу академиком (1953); трижды присваивают звание Героя Социалистического Труда (1953, 1956, 1962); он становится лауреатом Ленинской и Государственной премий.

Эволющия взглядов, правозащитная деятельность, возвращение в науку
Как и большинство Сахаров искренне верил с социалистический путь развития, хотя никогда не был ни пионером, ни комсомольцем, ни членом партии. Но в конце 50-х годов происходит постепенная эволюция его взглядов и начало активных выступлений за прекращение или ограничение испытаний ядерного оружия. Осложнение из-за этого отношений с властью - был единственным ученым-экспертом возразившим Н.С.
Хрущеву (1961) против возобновления испытаний ядерного оружия. 

1966-67 г.г. -  первые обращения в защиту репрессированных, начало правозащитных действий.

1968 г. -  статья "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", изданная за границей, становится переломной в судьбе Сахарова. Отстранение от секретных работ. 
1969 г. - смерть первой жены Клавдии Алексеевны, тяжелое переживание утраты.
Возвращение на работу в ФИАН по приглашению уже больного Тамма.

С 1970 г. правозащитная деятельность становится главной. Участие в Комитете прав человека. Женитьба на Е.Г. Боннэр, активно участвующей в правозащитном движении.

1973 г. - После интервью иностранным журналистам в советских газетах развязана самая настоящая травля Сахарова, начатая письмом сорока академиков.

1975 г. -  Нобелевская премия Мира. Новая травля в средствах массовой информации.

Горьковская ссылка
1980 г. -  резкое осуждение советского вторжения в Афганистан и немедленная реакция властей. 22.01.1980 г. - без суда Сахаров прямо с улицы насильно вывезен спецрейсом самолета в закрытый город Горький и лишен всех правительственных наград СССР. Через 4 года формально высылается и жена Е.Г. Боннэр, фактически она в Горьком с мужем с самого начала. Три голодовки и применением к Сахарову физического воздействия для их прекращения. Неоднократные обыски и кражи рукописи воспоминаний. Постоянная изиляция, слежка, прослушивание. Продолжение научной деятельности и написание ряда оригинальных научных работ.

Широкие выступления зарубежных лидеров, общественности и ученых в защиту Сахарова и почти полное молчание внутри СССР.  Освобожден в декабре 1986 г. после телефонного звонка М. Горбачева. Ссылка резко подорвала здоровье А. Сахарова.

Возвращение в Москву, политическая деятельность
1986 г. - триумфальное возвращение Сахарова в Москву. Активное занятие в основном политической деятельностью, а также участие в семинарах и научных конференциях. 1988 г. - избран почетным председателем общества «Мемориал», а в марте 1989 г. народным депутатом Верховного совета СССР. Пишет проект новой конституции.

14.12.89 г. - внезапная смерть А. Сахарова.

"Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав".
(А.Д. Сахаров, Нобелевская лекция)

О Сахарове я впервые услышал в начале 70-х, когда вся страна (доярки, рабочие, инженеры, ученые ...) клеймила его. Но вот за что его ругали, точно никто вокруг не знал. Нещадно глушимые "западные голоса" меня по молодости не особенно интересовали.

По-настоящему Сахаровым я заинтересовался (опять же вместе со всей страной) только в Перестройку, когда он стал появляться в газетах и на телеэкранах. Своим видом он удивил неверное всех: незначительная болезненная внешность, старческая походка, совершенно плохая дикция и запинающаяся медленная речь. Он совершенно был не похож на героя, которого так боялись и ненавидели его недруги. Его выступления на первом Съезде народных депутатов СССР вызывали колоссальную ненависть, страх у одних и расположение, надежду у других. 

Жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова меня поразила многими моментами. Открыто выступить против введения войск в Афганистан во времена всеобщего одобрения - это был невообразимый тогда поступок. Прямые письма высшим властям, в то время, когда на собраниях люди боялись руки поднять. На звонок главы СССР Горбачева с известием о своем освобождении первым делом он интересуется участью и других узников совести, и при первой же их встрече он опять же достает из кармана список незаконно осужденных. Говорят, что он совершенно не изменил в худшую сторону своего отношения  к тем, кто подписывал коллективные заявления против него в советское время - это о многом говорит. На вопрос избирателей об отношении к религии А Сахаров ответил, что с большим уважением относится к праву людей быть верующими, но с таким же уважением относится и к праву человека быть атеистом. Меня также интересовало, как сочетается в Сахарове нравственность и создание водородной бомбы

В своей автобиографии Сахаров пишет: 
"Я не профессиональный политик, и, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы целесообразности и конечного результата моих действий. Я склонен думать, что лишь моральные критерии в сочетании с непредвзятостью мысли могут явиться каким-то компасом в этих сложных и противоречивых проблемах. Я воздерживаюсь от конкретных прогнозов, но сегодня, как и всегда, я верю в силы человеческого разума и духа."

Но все же в моей памяти он остается не как ученый, правозащитник или политик, а просто как порядочный, интеллигентный, свободный человек. К нему в полной мере относятся слова Гете, данные Сахаровым в эпиграфе к своим "Размышлениям о прогрессе...": "Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой. (Гете)".

На похороны Андрея Сахарова в сильный мороз пришли тысячи людей, среди которых, я думаю, были и те, кто еще недавно не понимал, ненавидел  и клеймил его.

* * *

"Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость; и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более "удачные", чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на "предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели".
(А.Д. Сахаров, Нобелевская лекция)