Андрей Сахаров| Автобиография | Размышления о прогрессе | Нобелевская лекция | |
Детство,
школа, университет 1938 г. - окончание с отличием школы и поступление на физический факультет Московского университета. В 1941г. - эвакуация вместе с университетом в Ашхабат. 1942 г. - окончание Университета в Ашхабаде и по распределению работа на военном заводе в Ульяновске инженером-изобретателем. В 1944 г. отправляет статьи по теоретической физике в Москву, откуда получает вызов в аспирантуру от И.Е. Тамма. Аспирантура
и работа в ФИАН Работа на
объекте над бомбой, признание, награды В эти годы Сахаров получает заслуженное официальное признание и я многочисленные награды: без защиты присваивают звание доктора наук и избирают сразу академиком (1953); трижды присваивают звание Героя Социалистического Труда (1953, 1956, 1962); он становится лауреатом Ленинской и Государственной премий. Эволющия
взглядов, правозащитная
деятельность, возвращение в науку 1966-67 г.г. - первые обращения в защиту репрессированных, начало правозащитных действий. 1968 г. - статья "Размышления о
прогрессе, мирном сосуществовании и
интеллектуальной свободе",
изданная за границей, становится
переломной в судьбе Сахарова. Отстранение от
секретных работ. С 1970 г. правозащитная деятельность становится главной. Участие в Комитете прав человека. Женитьба на Е.Г. Боннэр, активно участвующей в правозащитном движении. 1973 г. - После интервью иностранным журналистам в советских газетах развязана самая настоящая травля Сахарова, начатая письмом сорока академиков. 1975 г. - Нобелевская премия Мира. Новая травля в средствах массовой информации. Горьковская
ссылка Широкие выступления зарубежных лидеров, общественности и ученых в защиту Сахарова и почти полное молчание внутри СССР. Освобожден в декабре 1986 г. после телефонного звонка М. Горбачева. Ссылка резко подорвала здоровье А. Сахарова. Возвращение
в Москву, политическая деятельность 14.12.89 г. - внезапная смерть А. Сахарова. |
"Я убежден, что международное доверие,
взаимопонимание, разоружение и
международная безопасность немыслимы без
открытости общества, свободы информации,
свободы убеждений, гласности, свободы
поездок и выбора страны проживания. Я
убежден также, что свобода убеждений,
наряду с другими гражданскими свободами,
является основой научно-технического
прогресса и гарантией от использования его
достижений во вред человечеству, тем самым
основой экономического и социального
прогресса, а также является политической
гарантией возможности эффективной защиты
социальных прав". О Сахарове я впервые услышал в начале 70-х, когда вся страна (доярки, рабочие, инженеры, ученые ...) клеймила его. Но вот за что его ругали, точно никто вокруг не знал. Нещадно глушимые "западные голоса" меня по молодости не особенно интересовали. По-настоящему Сахаровым я заинтересовался (опять же вместе со всей страной) только в Перестройку, когда он стал появляться в газетах и на телеэкранах. Своим видом он удивил неверное всех: незначительная болезненная внешность, старческая походка, совершенно плохая дикция и запинающаяся медленная речь. Он совершенно был не похож на героя, которого так боялись и ненавидели его недруги. Его выступления на первом Съезде народных депутатов СССР вызывали колоссальную ненависть, страх у одних и расположение, надежду у других. Жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова меня поразила многими моментами. Открыто выступить против введения войск в Афганистан во времена всеобщего одобрения - это был невообразимый тогда поступок. Прямые письма высшим властям, в то время, когда на собраниях люди боялись руки поднять. На звонок главы СССР Горбачева с известием о своем освобождении первым делом он интересуется участью и других узников совести, и при первой же их встрече он опять же достает из кармана список незаконно осужденных. Говорят, что он совершенно не изменил в худшую сторону своего отношения к тем, кто подписывал коллективные заявления против него в советское время - это о многом говорит. На вопрос избирателей об отношении к религии А Сахаров ответил, что с большим уважением относится к праву людей быть верующими, но с таким же уважением относится и к праву человека быть атеистом. Меня также интересовало, как сочетается в Сахарове нравственность и создание водородной бомбы. В своей автобиографии
Сахаров пишет: Но все же в моей памяти он остается не как ученый, правозащитник или политик, а просто как порядочный, интеллигентный, свободный человек. К нему в полной мере относятся слова Гете, данные Сахаровым в эпиграфе к своим "Размышлениям о прогрессе...": "Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой. (Гете)". На похороны Андрея Сахарова в сильный мороз пришли тысячи людей, среди которых, я думаю, были и те, кто еще недавно не понимал, ненавидел и клеймил его. * * * "Тысячелетия
назад человеческие племена проходили
суровый отбор на выживаемость; и в этой
борьбе было важно не только умение владеть
дубинкой, но и способность к разуму, к
сохранению традиций, способность к
альтруистической взаимопомощи членов
племени. Сегодня все человечество в целом
держит подобный же экзамен. В бесконечном
пространстве должны существовать многие
цивилизации, в том числе более разумные,
более "удачные", чем наша. Я защищаю
также космологическую гипотезу, согласно
которой космологическое развитие
Вселенной повторяется в основных своих
чертах бесконечное число раз. При этом
другие цивилизации, в том числе более "удачные",
должны существовать бесконечное число раз
на "предыдущих" и "последующих" к
нашему миру листах книги Вселенной. Но все
это не должно умалить нашего священного
стремления именно в этом мире, где мы, как
вспышка во мраке, возникли на одно
мгновение из черного небытия
бессознательного существования материи,
осуществить требования Разума и создать
жизнь, достойную нас самих и смутно
угадываемой нами Цели".
|