Ошо                                                      

| ОШО | Метапсихология Ошо | Возвращение к источнику | О западной психологии |
| О Боге | О религии Медитация | Техники медитации | О сексе | Ссылки об Ошо |

 Поиски себя

 

ОШО
1931 - 1990

11.12.31 г. - рождение в местечке Кушадве,  штат Мадия Прадеш, Индия, в небедной семье  торговца тканями, исповедующего джайнизм. До семи лет жизнь в деревне с любящими его бабушкой и дедушкой, предоставившими ему полную свободу.

1938 г. - глубокое потрясение смертью деда и переезд  к родителям в маленький городок Гарадвар. Поступление в школу. Первые опыты медитации. 1945-50 г.г. - увлечение атеизмом и марксизмом. Постепенный переход к увлечению религиями и духовностью. 

1951 - 1955 г.г. - учеба и окончание с отличием философского факультета Саугарского университета. Одновременно в 1953 г. (в 22 года) с ним происходит глубокая внутренняя трансформация (просветление).. 

1957 г. - Преподаватель философии в Санскрит-Колледже в Райпуре. Через год - профессор философии университета Джабалпура (получает докторскую степень). На этом заканчивается   спокойный период жизни Раджниша.

1957-70 г.г. - очень напряженный период жизни, под именем Ачарья (учитель) Раджнеш объезжает всю Индию с выступлениями и дисскусиями.1964 г. - организация первого медитационного лагеря. 1966 г. - окончательно увольняется с работы и полностью отдается поездкам, выступлениям, обучению медитации. Его критика М. Ганди, индуизма, социализма, беседы о сексе - сильный вызов индийскому общественному мнению. Выступление против организованных религий на Втором Индуистском Конгрессе. (1969). 1970 г. - первый показ "Динамической медитации".

1970-74 г.г. - Бомбейский период. С этого времени Раджниш заканчивает активные поездки и дискуссии.  Начинаются регулярные беседы с избранными учениками, медитационные лагеря.  С 1970 г. принимает имя Бхагван (Бог, Благословенный) и посвящает желающих  в "нео-саньясу", путь самоуглубления и медитации. Прибывают первые духовные искатели с Запада. Начало ухудшение здоровья.

1974 г. Открытие Раджниж  Ашрама (центра обучения, коммуны) в г. Пуна. Периодически из-за ослабевшего здоровья (острая астма, аллергия, болезнь позвоночника) Бхагван прерывает ежедневные дискурсы (лекции) и даршаны (встречи) с приезжающими и отъезжающими учениками. 1980 г. - покушение на Бхагвана во время его лекции. 10.04.81 г. - вступление Бхагвана в фазу полного молчания.

01.07.81 г. -  переезд  в США, где в пустынной части Оригоны ученики покупают землю и основывают пяти тысячный новый город Раджнешпурам. Приезд искателей со всего мира и быстрый рост коммуны. Власти отказывают Ошо в постоянном жительства в США. 1984 г. - улучшение здоровья, окончание молчания и начало бесед, а затем лекций. 

1985 г. - скандал, связанный с незаконными действиями личного секретаря Ошо и нескольких членов правления коммуны. Октябрь 1985 - арест Ошо и судебное дело, закончившееся признанием в "нарушениях закона об иммиграции", штрафом  в 400 тыс. долларов и высылкой из страны. После отъезда Ошо роспуск коммуны. Декабрь - высылка Ошо из Индии и прибытие его в Непал.

Март 1986 г. - поездка в Грецию. Угрозы Греческой православной церкви. Выезд в Швейцарию и после ряда перелетов в разные страны, где Ошо не разрешают остановиться (21 страна мира либо выслала его, либо отказала ему во въезде), он в июле 1986 г. возвращается в Индию, в Бомбей.

Январь 1987 г. - переезд в Пуну и продолжение лекций в Ашраме. Принятие имени ОШО (океанический, растворенный). 

19.01.90 г. - смерть Ошо. За несколько месяцев до своей смерти он продиктовал надпись для склепа со своим пеплом:

ОШО
Никогда не рождался - Никогда не умирал
Лишь посетил эту Землю
между
11 декабря 1931 года и 19 января 1990 года


***
Названия некоторых переведенных на русский  книг Ошо, которые говорят сами за себя:
Кабир.
Медитация: искусство экстаза.
Медитация: первая и последняя свобода.
Оранжевая книга.
Приди и следуй за мной. Высказывания Иисуса. 
Истинный мудрец.
Совершенный мастер. 
Мудрость песков. 
ТАНТРА
ДАО
Дао: Путь без Пути 
Когда башмак впору. Истории Чжуан Цзы.
УПАНИШАДЫ.
ДЗЕН.
Возвращение к источнику.
Звук хлопка одной ладони.
Начало начал.
От секса к суперсознанию.
Библия Раджниша. 
За пределами просветления. 
Жизнь, любовь, смех.

СУФИЗМ.

"Моя религия может стать последней религией, и просто потому, что я не оставил вам ничего, против чего вы могли бы аргументировать. Я дал вам одни лишь методы. А методы вы можете либо пробовать, либо не пробовать, но вы не можете с ними спорить. Если вы их пробуете, то я уверен, что они принесут результаты. Я знаю на собственном опыте, что они приносят результаты - вне всяких сомнений. А если вы их не пробуете, то не вправе о них говорить...". 

"Отбросьте всякую философию, в том числе и мою". 

                                                    Бхагван Шри Раджниш (Ошо).

Духовный террорист и секс-гуру

Один из наиболее ярких и неоднозначных учителей в религиозной истории XX века, являющийся просветленным мастером для одних и скандально известным разрушителем ортодоксальных традиций и верований, "духовный террорист" и "секс-гуру" для других (см. о Боге, о религии).

Отвечая на нападки, Ошо говорил: "Да! Я - духовный террорист. Я буду терроризировать ваше невежество и будить вас всеми возможными способами, чтобы вывести вас за пределы вашей собственной тюрьмы". Он никогда не избегал полемики. По его мнению, истина не должна идти на компромисс, иначе это не истина. А истина, по Ошо - это не вера, но переживание, состояние человека. Он никогда не призывал людей верить ему на слово, но предварительно экспериментировать, чтобы самим убедиться.

Ошо широко популярен во всем мире. Его жизнь и учение отличаются  парадоксальностью, бунтарством и протестом. Превосходный стиль изложения своих мыслей - удивительная логика, поэзия и юмор, простота изложения и современный язык. Разработанные им техники медитации очень разнообразны и эффективны, восточные техники он приспособил для людей запада. Об отличии методов Ошо от западной психологии - в статье "Метапсихология Ошо".

В своих выступлениях, записанных на видеокассетах и в 600 книгах, Ошо охватил почти все аспекты развития человеческого сознания: от Зигмунда Фрейда до Чжуан Цзы, от Георгия Гурджиева до Гаутамы Будды, от Иисуса Христа до Рабиндраната Тагора... прокомментировал Упанишады, Библию, Коран, суфизм, буддизм, джайнизм, даосизм дзен-буддизм, йогу, тантру... Он выделял основное, суть, то, что важно для духовного поиска современного человека, основываясь не на интеллектуальном понимании, а на опыте собственного существования.

Об Ошо сказано столько всего, что стоит самому прочитать данные здесь отрывки из его книг. Для быстрого знакомства с Ошо я рекомендую лучше всего найти просто написанную, небольшую книгу Ошо "Начало начал".

Краткое резюме учения Ошо

(Конечно любой краткий пересказ страдает упрощением и примитивностью). Современный человек несчастен из-за отсутствия целостности, из-за своей расщепленности: он уже ушел от животного состояния, но еще не достиг своей вершины (самореализации, истины или правды). Находится между землей и небом.

Истина - это не учение и писание, а переживание.

Религии, духовные школы - это только методы (пути, инструменты) достижения человеком Истины. Как лодка для переправы на другой берег,  после достижения которого эта лодка (сам метод) уже не нужна. 

Достижение Истины - это состояние обретения человеком своего истинного Я или Центра (который был всегда, возвращение к источнику), в результате отбрасывания ложного я, центра или эго (являющегося основной причиной расщепленности человека). Такая трансформация сознания в разных религиях называется по разному - просветление, самадхи, сатори, нирвана... Переходной процесс может быть очень болезненным и опасным для психики человека, требующим поддержки учителя.

Основной и самый эффективный метод приближения к истине - это медитация, в результате которой возможно состояние не-ума, отбрасывание к истинному центру. Техник медитации очень много, их выбор индивидуален, зависит от типа психики человека (см. О западной психологии). 

Некоторые  моменты биографии Ошо

Уже с семи, лет после смерти очень любимого им дедушки, Раджниш стал испытывать ощущение своей обособленности и одиночества: "Фактичность" одиночества охватило меня с семи лет. Одиночество стало моей природой. Его смерть стала для меня смертью всех привязанностей. С этого момента я не смог бы образовывать узы отношений с кем-либо. Всякий раз, когда мои отношения с кем-либо начинали становиться интимными, та смерть пристально смотрела на меня." Также сильные переживания смерти Раджниш испытал в 14 лет, готовясь к личной смерти (предсказания местного астролога), и в 16 лет, после смерти его любимой девушки, с которой он дружил с детства. В дальнейшем Раджниш так и не смог связать себя с каким-либо учителем, потому что не не мог найти никого, кто бы понял его и его устремления. Это еще больше повернуло его внутрь самого себя: "Я был отброшен к себе с другого направления так же потому, что я никогда не верил или чувствовал, что истине можно научиться от других. Был только один путь обучения - учиться у себя самого".

Школьником Раджниш любил рискованное хождение по скале, прыганье с моста ... Был в этом деле заводилой у друзей: "Мост был очень высоким... И прежде, чем мы достигали реки, было время разрыва между мостом и рекой, когда ум внезапно останавливается. Это были мои первые проблески медитации: вот почему я стал все более и более интересоваться медитацией. Я начал задавать себе вопрос, как эти моменты можно сделать доступными без хождения к горам, к реке, мостам: как человек может позволить себе двигаться внутрь этих пространств без ухода куда-нибудь, только с помощь закрытия глаз. Однажды, вы испытывали это, - это не трудно".

В старших классах Раджниш сильно увлекся книгами Маркса, Энгельса и др. коммунистической литературой. За что его окрестили коммунистом. Образовал кружок для изучения коммунистических и атеистических идей. Но в последствии разочаровался в этом, поняв что только революция в сознании, а не в политике, может принести мир и счастье. 

В период учебы в университете примерно год он был в тяжелом психическом состоянии: сплошные вопросы без ответов, пропал аппетит, сильные головные боли, нет ощущение своего тела, часто лежал на полу, глядя в потолок... И рядом, как и раньше, не было учителя, кто бы поддержал его. Только спустя двадцать лет Раджниш признался, что этот кризисный период закончился  глубокой внутренней трансформацией в одну из ночей. "В ту ночь я стал пустым и в тоже время полным... Я стал несуществованием, я стал существование. В ту ночь я умер и возродился. Но человек, который возродился, не имеет ничего общего с тем, который умер. Это не непрерывная вещь... Человек, который умер, умер тотально: ничего от него не осталось... нет даже тени. Эго умерло тотально, полностью... В тот день 21 марта, личность которая жила много-много жизней, тысячелетия, просто умерла. Другое существо, абсолютно новое, совсем несвязанное со старым, начало существовать". День 21.03.53 считается его учениками -  днем просветления Ошо.

После этого всю оставшуюся жизнь Раджниша можно условно разбить на внешне активный период 1957 - 70 г.г. (сплошные поездки, выступление и дискуссии, начало организации медитационных лагерей) и переход в более спокойный период деятельности  1970 - 90 г.г. (Бомбейский период, ашрам в Пуне, коммуна в Калифорнии и снова Пуна), когда Ошо прекратил поездки и публичные дискуссии и выступления по стране и сосредоточился на работе с учениками, которыми были также его бабушка, отец и мать. 

Для учеников, которых все больше прибывает с Запада, особенно после открытия ашрама (центра обучения) в Пуне,  Бхагван организует психотерапевтические группы (подробнее на страничке "О западной психологии").

В ашраме  используются достижения мировой науки и практики. Сам Ошо разработал динамические медитации, считая, что старые неподвижные медитации уже не подходят для современных людей. Их жизнь настолько насыщена информацией, спешкой, заботами и напряжением, что сначала необходимо разгрузить физическое тело и чувства, чтобы человек смог расслабиться в приятной усталости, и только тогда возможна медитация.

За несколько недель до смерти он ответил на вопрос, что будет с его делом после его ухода: 
     "Я верю в жизнь абсолютно. Если в том, что я говорю, есть хоть сколько нибудь истины, оно будет жить... Люди, которые сохранили интерес к моей работе, просто понесут светильник дальше, не предписывая что-либо кому-либо... 
     Я останусь источником вдохновения для моих людей. Это то, что будет чувствовать большинство санньясинов. Я хотел бы, что бы они растили в себе качества, подобные любви, вокруг которой не может быть создано ни какой церкви, подобные осознанности, которая не является ни чьей монополией; подобные празднованию, радости и сохранению свежести, что бы они сохранили детские глаза...
    Я хочу, чтобы мои люди знали себя для того, чтобы их поведение не было обусловлено кем-либо другим. И путь ведет внутрь самого себя".

 

(Основные данные по биографии  взяты из книги "ПРОБУЖДЕННЫЙ (биография Ошо)" С.С. Веданта.)

Hosted by uCoz